Top.Mail.Ru

Как продлить срок службы автомобильных шин

Ресурс автомобильных шин зависит от многих факторов и может варьироваться в достаточно больших пределах. У одного водителя комплект резины может полностью стереться через 20-30 тыс. км, тогда как у другого автовладельца те же самые покрышки могут «пройти» 80-100 тыс. км. Разумеется, в первую очередь это зависит от стиля вождения: чем агрессивнее стиль езды, тем быстрее истираются покрышки. Резкие разгоны с пробуксовкой, торможение юзом, прохождение крутых поворотов на высокой скорости – при таких нагрузках даже самая качественная и надежная резина может «закончиться» за один сезон. Но существует и множество других причин, по которым шины могут подвергаться преждевременному износу.

iznos-reziny

Разумеется, не каждый водитель имеет возможность и желание покупать новую резину с интервалом 1-2 года. Учитывая стабильный рост цен на покрышки, частая замена шин может ощутимо ударить по бюджету автовладельца. Более того, это дополнительные расходы на доставку, шиномонтажные работы и др. Чтобы не столкнуться с преждевременными тратами на покупку новых автошин и сэкономить время, следует придерживаться нескольких простых правил, которые помогут увеличить срок службы покрышек.

Правило №1: регулярный контроль давления в шинах

Заниженное или завышенное давление в покрышках является одной из самых частых причин преждевременного и неравномерного износа резины. Когда шины недокачаны, основная нагрузка сосредотачивается на плечевых зонах протектора, а его центральная часть прогибается внутрь, ближе к ободу. Соответственно, боковые части протекторов изнашиваются быстрее, чем центральные.

Если же, наоборот, шины перекачаны сверх нормы, их профили становятся выпуклыми, и основная нагрузка концентрируется на центральных зонах протекторов. Из-за этого колеса быстрее изнашиваются посередине, чем по краям.

davleniye-v-shinah

Неравномерный износ из-за неправильного давления становится особенно заметным, если давление в покрышках значительно отклоняется от нормы – например, на 0,5-1 атм в ту или другую сторону. При этом незначительные отклонения на 0,1-0,2 атм, как правило, не создают особых проблем.

Необходимо учитывать, что приспущенное или перекачанное колесо может неравномерно износиться буквально за 1-2 тыс. км, в зависимости от того, насколько большим является отклонение давления от нормы. Поэтому рекомендуется как можно чаще проводить проверку – по меньшей мере, 2-3 раза в месяц. Кроме того, давление в покрышках обязательно нужно проверять при резких изменениях погоды. При стремительном похолодании давление в шинах естественным образом уменьшается, причем иногда довольно существенно – на 0,3-0,5 атм. При резком потеплении, наоборот, оно повышается. Поэтому особое внимание этому нужно уделять в межсезонье – ранней весной и поздней осенью.

Правило №2: использование шин в соответствии с сезоном

Летние и зимние покрышки производятся из разных резиновых смесей, которые по-разному изнашиваются, в зависимости от температуры. Зимняя резина имеет более мягкую консистенцию, и в теплую погоду она становится еще мягче. Из-за этого такие покрышки буквально «липнут» к асфальту, если они эксплуатируются при температурах более +5...+10 градусов. Соответственно, из-за увеличенного трения зимняя резина быстрее изнашивается при плюсовых температурах. Вместе с тем увеличивается тормозной путь, а при маневрировании автомобиль может медленнее реагировать на повороты руля. По этим причинам зимнюю резину не следует эксплуатировать в летний сезон. Ее следует вовремя снимать весной, а осенью – не торопиться с преждевременной установкой зимних колес, если погодные условия еще позволяют ездить на летних покрышках.

Касательно зимней езды на летней резине – мы даже не считаем нужным лишний раз упоминать об очевидных последствиях. Это крайне опасное занятие, и любой сознательный автомобилист должен это понимать. Тормозной путь летних шин на снегу и льду может быть в 3-5 раз больше, по сравнению с зимними. Кроме того, летняя резина при низких температурах начинает «каменеть», компаунд становится менее прочным и может расслаиваться или покрываться микротрещинами. Летние покрышки при зимней эксплуатации испортятся быстрее не столько из-за износа, сколько из-за температурных воздействий.

Правило №3: регулярная диагностика ходовой части

Шины автомобиля могут подвергаться неравномерному износу из-за нарушенных углов развала/схождения, а также из-за неисправностей амортизаторов. Если в машине не отрегулирован сход/развал, колеса будут располагаться V-образно относительно вертикали или горизонтали. Соответственно, при этом будет наблюдаться ускоренный износ плечевых зон протекторов. В зависимости от того, в какую сторону смещены углы схода/развала, в покрышках будут быстрее изнашиваться наружные или внутренние плечевые зоны. Кроме того, такие отклонения негативно влияют на управляемость и устойчивость автомобиля, а также приводят к тому, что рулевое колесо при езде по прямой дороге будет смещено влево или вправо относительно нулевого положения.

razval

При неисправностях амортизаторов контакт между шинами и асфальтом становится неустойчивым. Если амортизаторы заклинили или, наоборот, свободно двигаются из-за вытекшего масла, колеса будут подпрыгивать на мельчайших неровностях дороги. Из-за этого они могут неравномерно изнашиваться по окружности, на отдельных участках протекторов.

Чтобы не допускать таких ситуаций, следует вовремя проводить ремонт ходовой части и выполнять ее диагностику минимум дважды в год – например, перед сезонным шиномонтажом или одновременно с ним.

Правило №4: регулировка давления, в зависимости от загруженности автомобиля

Рекомендации, описанные выше в «Правиле №1», актуальны не во всех случаях. Даже если давление в шинах автомобиля отрегулировано строго по инструкции автопроизводителя, в некоторых ситуациях его следует корректировать, в зависимости от загруженности машины.

Например, если завод-производитель рекомендует устанавливать 2 атм во всех четырех колесах, то такое давление может оказаться недостаточным, когда в автомобиле заняты все пассажирские места, а в багажнике находится тяжелый груз. В таких случаях шины нужно подкачивать на 0,2-0,3 атм выше рекомендованнного значения – т. е. до 2,2-2,3 атм в описанном примере. Затем, когда машина снова эксплуатируется без повышенной нагрузки (1-2 человека в салоне, пустой багажник), колеса нужно приспускать до прежнего давления.

Среди автомобилистов существует простое правило расчета: на каждые дополнительные 100 кг нагрузки следует увеличивать давление в колесах на 0,1 атм.

Правило №5: соблюдение условий хранения шин

Неправильное сезонное хранение покрышек может сократить их срок службы. Например, если шины хранятся при неподходящей температуре или влажности воздуха, на поверхности резины может образоваться паутинка из микротрещин. Со временем они могут увеличиться в размерах, что повысит вероятность порезов, разрывов, оголения корда и др.

Если покрышки при хранении находятся в неправильном положении (например, колеса в сборе с дисками стоят вертикально), они могут деформироваться. Это связано с тем, что тяжелые диски будут оказывать постоянную нагрузку на одни и те же участки шин. Поэтому в местах, где покрышки контактируют с полом, они со временем станут вмятыми. Такие деформации не исчезнут сами по себе, и при дальнейшей эксплуатации шин будет наблюдаться биение из-за возникших вмятин на протекторах. Соответственно, колеса будут разбалансированы, и возникнет неравномерный износ покрышек.

Этого можно избежать, соблюдая несколько правил хранения:

  • шины должны располагаться в месте, защищенном от прямых солнечных лучей;
  • помещение должно быть теплым и сухим, с хорошей вентиляцией;
  • покрышки без дисков должны храниться вертикально;
  • шины в сборе с дисками рекомендуется подвешивать или размещать горизонтально друг на друге;
  • при хранении не следует полностью спускать воздух из шин, установленных на дисках - давление можно немного снизить, но не до нуля.

khraneniye-shin

Стоит ли проводить ротацию передних и задних шин

Среди автомобилистов существует мнение, что срок службы шин можно увеличить, периодически выполняя ротацию передних и задних колес. Эта рекомендация касается в первую очередь моноприводных автомобилей (передне- или заднеприводных), поскольку в таких авто передние и задние шины испытывают разные нагрузки. Например, в машинах с передним приводом наиболее нагруженными являются передние колеса: во-первых, они передают крутящий момент и, во-вторых, при торможении на них сосредотачивается до 70-80% общего тормозного усилия. Впрочем, такое распределение тормозных нагрузок актуально для большинства автомобилей, независимо от колесной формулы, поскольку при торможении центр массы смещается ближе к передним колесам, и при торможении они сильнее контактируют с дорогой, чем задние. Кроме того, передние колеса дополнительно изнашиваются при маневрировании. Из-за всех перечисленных факторов передние шины в автомобилях с колесной формулой FWD (Front Wheel Drive) могут истираться едва ли не в два раза быстрее, чем задние. Выполняя ротацию колес при каждой сезонной переобувке автомобиля, можно компенсировать неодинаковый износ передних и задних покрышек.

Впрочем, данная ротация колес является предметом многочисленных споров. Многие водители убеждены, что шины должны стоять на одних и тех же осях, на которые они были установлены изначально. Такое мнение объясняется тем, что покрышки адаптируются к определенным нагрузкам, в зависимости от того, на какой оси они расположены. И если проводить ротацию, то шины, которые ранее стояли на задних колесах, будут хуже работать на передней оси, и наоборот. Учитывая, что в данном вопросе мнения автомобилистов расходятся, мы не даем конкретных рекомендаций – каждый автомобилист вправе принимать свое собственное решение по поводу ротации шин.

Отзывы о статье (0 отзывов)