Как подобрать летнюю резину по рисунку протектора? Часть 1
Колеса все одинаковые, круглые, черные! Как суметь прочитать рисунок протектора, как понять, что скрывается за его узорами?

Откроем секрет — все шины хорошие, все стоят своих денег, ни одному производителю не выгодно портить свое имя и репутацию. Любому производителю шин нужно пройти сертификацию и нести ответственность за качество выпускаемой продукции.
Так чем же тогда все-таки отличаются шины помимо разделения на зимние и летние? Что там за всесезонные какие-то? Что за направленные и неправленые? А что еще за ассиметричные шины? На самом деле направленность рисунка протектора практически не несет на себе никакого особенного влияния на характеристики дорожной резины. С одной стороны, направленный рисунок покрышки теоретически вроде как должен бы обеспечивать выигрыш на мокрой дорогое, обеспечивать максимальную защиту от аквапланирования, однако по результатам автомобильных тестов мы видим, что куда чаще верх одерживают ассиметричные шины.
Куда интереснее будет попробовать отличить одну автомобильную шину от другой непосредственно по узору протектора.

1. Если у покрышки имеются несколько продольных водоотводящих канавок, то сразу можно сделать вывод, что шина направлена в первую очередь на работу на мокром покрытии. Она является дождевой резиной и вряд ли ее рисунок протектора является агрессивным, то есть предназначенным для грязи.
2. Немаловажным фактором является преобладание положительного профиля протектора. Простыми словами – чем больше резины касается асфальта, тем более дорожной, шоссейной, городской является покрышка.

И наоборот — чем больше «дырок от бублика» имеет рисунок протектора резины, тем более зубастой и внедорожной является данная модель шины. Правильными словами будут — преобладание отрицательного профиля протектора вкупе с высоким протектором наделяет колесо внедорожными характеристиками.
3. Отсюда делаем еще один вывод – чем выше глубина рисунка протектора – тем ниже скоростные возможности данной модели, но тем выше ее внедорожные способности. У спортивных и гоночных шин глубина протектора минимальная и бывают случаи, когда хозяину таких шин с пробегом даже в несколько километров неопытные автолюбители советуют заменить шины на новые и не ездить на лысых.

Раз уж мы не сделали этого в самом начале нашей статьи, то давайте выработаем единую терминологию, чтобы понимать, о чем идет речь. На рисунке синим цветом изображены продольные блоки протектора, желтым цветом отмечены дренажные канавки для отвода воды из пятна контакта, а зеленым цветом отмечены грунтозацепы — блоки протектора, которые как следует из названия призваны не только обеспечивать связь с твердым покрытием, но и предназначены, чтобы цепляться за грязь, песок и прочие скользкие материи.
У совсем «зубастых» вы можете наблюдать грунтозацепы даже на боковине колеса для лучшего сцепления. А если опытный владелец джипа специально понизит давление в колесах, чтобы увеличить площадь соприкосновения шины с поверхностью, то машина преодолеет труднопроходимое место и по зыбкому песку и по жидкой грязи. Для примера, как выглядят шины для грузовых и специальных авто для строителей, геологов и нефтяников. Площадь соприкосновения шин с дорогой невелика и скоростной индекс как правило ограничен отметкой 40 км/час, при том что у легковых даже 240 км/ч часто имеют шины не высокой ценовой категории.


Или вот шины для квадроцикла, тоже предназначенного для преодоления грязевых препятствий.
А вот как выглядят слики для Формулы 1.
Заметили отсутствие дренажных канавок, грунтозацепов и ламелей? Тут много резины, поэтому площадь контакта покрышки с дорогой максимальна. Но при любом малейшем дожде авто на таких шинах вылетают с дороги, если не успели вовремя заехать на пит-стоп и переобуться в дождевую резину.


А вот как выглядят дождевые шины в «королевских гонках»
Какой из всех этих картинок следует вывод? Дорожная шина должна иметь баланс между негативным и позитивным профилем протектора. Слишком много протектора – плохо для дождя и грязи, слишком мало протектора – плохо для сухой, да и опасно даже для влажной дороги.
На рисунке изображено примерно «золотое» соотношение «дырок от бублика» к самому «бублику».



Ранее в статье мы затронули ламели. Ламели обязательно нужны у зимних шин, ведь каждая режущая кромка поверхности рабочей части шины — протектора — цепляется за лед.
Зачем же ламели имеются у многих летних шин?
1. Они служат для снижения шума.
2. Они придают шине всесезонные возможности.
Вы не увидите их на настоящих спортивных шинах. Ламели являются злом для езды и торможений в экстремальном режиме.
Почему? Чтобы дать ответ на это вопрос, будем утрировать и возьмем протектор настоящей зимней «липучки» — шин скандинавского типа.
Что же происходит с шашками протектора такой шины при экстренном разгоне или торможении?


Пятно контакта шины с дорогой резко уменьшается и только острые кромки касаются ее поверхности. Конечно сейчас мы говорим об очень мягкой зимней шине и для нее на льду это очень хорошо. Ведь если у шины нет шипов, то остановить автомобиль могут только ламели и контакт мягкой резины с покрытием. На асфальте же это плохо как для зимних, так и для летних колес. Именно по этой причине на зимних шинах в сухую хорошую погоду нужно ездить аккуратно и помнить, что вы на зимних покрышках.
Так называемая универсальная шина имеет большое число ламелей, что дает ей отметку всесезонной - у людей по другую сторону большой Атлантической лужи другие ценности и приоритеты и в отличии от Европы машины там продаются не на летних, а строго на всесезонных шинах, а приобретение летних или зимних покрышек считается тюнингом. Как результат – авария на скоростной трассе 50 или менее машин не является чем-то сенсационным и является делом привычным.


Какие еще элементы визуально помогут понять. Подходят ли вам покрышки или нет? Это наличие плавных линий в рисунке протектора. Чем больше плавных изогнутых кривых, тем ниже шум и ниже внедорожные способности покрышки. Чем более острые углы и более резкие грани – тем более «зубастой» является покрышка и может демонстрировать лучшие показатели offroad. При этом отметим, что самой плавной является продольная прямая линия протектора. То есть повторимся, о чем говорилось в начале этой статьи – чем больше прямых продольных желобков, совпадающих по направлению с вращением колеса, тем более городская, асфальтовая, дорожная, шоссейная, дождевая шина перед вами.
Что еще можно увидеть, глядя на рисунок и боковину шины? Дату выпуска. Она шифруется в виде 4 цифр. Первые две означают неделю выпуска, а вторые две год выпуска. Например, 1322 означает, что шина выпущена в конце марта 2022 года.


Но бывалые автолюбители знают, шины стареют очень медленно и что тратить время на поиск даты выпуска не нужно. Если шина черная, красивая и выглядит как новая, то можно смело брать и ездить на ней. Если же протектор или боковины покрышки серые или пожелтевшие, от приобретения таких шин лучше отказаться или брать их только с огромной скидкой. В случае же обнаружения трещин или расслоения шины, от покупки лучше воздержаться при любой самой приятной глазу цене и изменить свой выбор в пользу красивых, черных и возможно пованивающих резиной покрышек.
Так же на автошинах часто можно увидеть цветные полоски самых разных цветов и покупателей часто мучает сомнение, точно ли покрышка без этих полосок не является бракованной или какого цвета полоски должны быть у шин наивысшего качества. Данные полоски служат чисто для отличия одних шин от других на заводе. Когда шина еще «зеленая», не получила своего протектора и надписей на боковине, когда она больше похожа на поделку ребенка из гигантского куска пластилина, то даже сотрудники завода без надписей на боковине не смогут понять ее типоразмер, а без рисунка протектора не смогут понять не только модель резины, но и даже ее сезонность. Именно для этого, чтобы не запутаться и не наделать из 205-х шин (речь о ширине) 195-х или 215-х, чтоб не сделать из зимней заготовки шину с летним рисунком и тому подобное, именно по этой причине на шины одной партии наносится маркировка в виде сочетания полосок строго одной цветовой комбинации.



Причем, когда напечатают необходимый тираж, то вряд ли кто-то запомнит цветовую гамму полосок маркировки данных автомобильных шин. По этой причине через полгода или года, когда появится необходимость выпустить еще одну партию этой модели этой размерности, сочетание цветовых полосок будет другим – как решит оператор или какие цвета будут на складе в достаточном количестве. А как же делали шины, если на них нет цветовых полосок? Мучились как на картинке, но делали
Что еще можно увидеть на протекторе автошины? Индикатор износа авторезины. Некоторые продвинутые производители авторезины вроде Ikon (Nokian Tyres) наносят на рабочую изнашиваемую часть шины цифровые значения остатка проектора в мм, но даже у них имеются перемычки в дренажных желобках, которые отображают минимальный остаток протектора. Когда протектор сотрется и сравняется с этой самой минимальной отметкой, то шину следует заменить на новую. Преимуществом данного метода является тот факт, что покрышка может изнашиваться неравномерно и как новенькая средняя часть рисунка при стертых боковинах вовсе не означает возможность дальнейшей эксплуатации авторезины.

Прочитать 2-ю часть статьи можно здесь