Top.Mail.Ru

Какие летние шины бывают? Виды летней резины

Всем известно, что все легковые шины делятся на летние, зимние и всесезонные. 

Но вот чем отличаются одни летние покрышки от других и на какие классы делится — тут не все так просто. Даже опытный автолюбитель легко может впасть в сомнения от различных терминов и разнообразия шинных моделей, представленных на шинном рынке. 

Классификация летних шин

Шины для легковых авто

Летняя резина для легковых автомобилей различаются не так сильно, как у внедорожников. Главные отличия связаны с их направленностью на спортивную езду или комфорт. Тип рисунка протектора (асимметричный, направленный, ненаправленный) играет скорее эстетическую роль, а вот скоростной индекс влияет на ключевые характеристики: чем он выше, тем лучше сцепление, но ниже комфорт. 

Летние шины мы подразделяем на шоссейные, универсальные и внедорожные. Все они могут быть установлены на кроссоверы и внедорожники ( в зависимости от задач и пожеланий, которые видит перед собой его владелец).

Шоссейными мы называем шины, которые, как следует из названия, предназначены наиболее для твердых дорог, для трассы, для города и не очень то предназначены для не оборудованных покрытий. С такими шинами возможно придется просить помощи и вытягивать авто даже  если пришлось всего лишь съехать на травку в дождь внедорожных способностей у них нет. Зато они показывают самые высокие оценки по сцеплению с дорожным полотном как на сухом асфальте, так и в дождь, у них наилучшие показатели по топливной экономичности, комфорта и износостойкости, они дарят наслаждение за рулем на дороге.
Шоссейные или дорожные шины можно разделить на несколько категорий в зависимости от их характеристик и назначения:

1. Экономичные Экономичны, долговечны, снижают расход топлива за счёт низкого сопротивления качению. Экономичные — не значит дешёвые или низкого качества. При экстренном торможении на асфальте превосходят любые «джиповские» покрышки. Покрышки за счет минимального сопротивлению качения снижают расход топлива, долго изнашиваются и тем самым снижают экологический вред. При экстренном торможении проиграют несколько метров любому другому типу дорожных летних шин при равных скоростных индексах. На асфальте эти шины превзойдут по сцеплению с дорогой любые грязевые или универсальные покрышки. Наименьшая чувствительность к прохождению колеи, нарезанной шипами за зимний период.

Landsail LS388 — пример экономичных шин.

2. Комфорт Обладают сбалансированными характеристиками: низкое сопротивление качению, хорошее сцепление с дорожным полотном. Главный критерий — низкий уровень шума. Специальные канавки для выхода воздуха снижают хлопки при проезде стыков, термошвов мостов, эстакад и ям. Шины со сбалансированными характеристиками, имеющие низкое сопротивление качения, хорошее сцепление с дорожным полотном, но во главу угла поставлен низкий шум, специальные канавки для выхода воздуха для снижения хлопков при проезде стыков и термошвов мостов, эстакад и ям. Минимальная чувствительность к прохождению колеи, трещин и выбоин.

Cordiant Comfort 2
— пример шин класса Комфорт.

3. Премиум Шины экстра-класса для бизнес-седанов и люксовых внедорожников. Обеспечивают максимальное сцепление и уверенное прохождение поворотов без предварительного разогрева. Изнашиваются быстрее, чем шины эконом-класса. Шины экстра-класса с повышенной результативностью. Чаще всего используются на седанах бизнес-класса и внедорожниках категории люкс. По тормозной и разгонной динамике, по прохождению поворотов превосходят все прочие категории, кроме спортивных. В отличии от спортивных шины UHP не требует предварительного разогрева и держат с первой секунды. Изнашивается резина класса премиум чуть быстрее шин эконом класса.

Sailun Atrezzo Elite
— пример шин Премиум-класса.

4. Спортивные Максимально цепкие шины для асфальта. Обеспечивают отличную управляемость, но требуют разогрева, быстрее изнашиваются и обладают повышенным уровнем шума. Категорически не подходят для грязи, снега и льда. Резина категории спорт бескомпромиссна и должна использоваться только на асфальте и твердых покрытиях. Выезд на ней в грязь, снег или гололедицу недопустимы ввиду потери управляемости, зато на асфальте эти шины позволят насладиться всей мощью вашего авто. Из минусов — повышенные износ, шум и расход топлива, необходимость предварительного разогрева  для достижения максимальных характеристик. Из плюсов — самый короткий тормозной путь, самый поздний срыв в занос и самый поздний визг шин в повороте.

Triangle EffeXSport TH202 — пример спортивных шин.

5. Универсальные шины Предназначены для дорог и лёгкого бездорожья. Идеальны для загородных поездок, позволяют дольше не менять резину осенью и раньше переобуться весной. Подходят для дорог общественного назначения и для легкого бездорожья. Обычно рекомендуются тем, кто часто выбирается на природу — на рыбалку, охоту, в деревню или если до загородного дома последние 200 метров нет асфальта. Шины такого типа часто имеют американскую маркировку всесезонных, поэтому на них можно не спешить переобуваться на зимние осенью, а весной на лето переобуться первым.

Nexen Roadian HP
— пример универсальных шин.

6. Внедорожные грязевые шины Шины, основной стихией которых является бездорожье. Они имеют маркировку МТ (Mud Terrain — грязь, песок, бездорожье) и AT (All Terrain — любой рельеф). AT подходят для песка, умеренной грязи, гравийных и других дорог, а также для межсезонья. На влажном асфальте рекомендуется проявлять повышенную осторожность. Он могут использоваться на дорогах общего пользования с большей осторожностью и на них можно аккуратно доехать до шиномонтажа в первый снегопад. Шины MT предназначены для экстремального бездорожья. На влажном и сухом асфальте требуют осторожного вождения. Нужно понимать, что из-за преобладания отрицательного профиля протектора, ездить по асфальту следует аккуратно, а в гололед такие шины будут беспомощны.


Hankook Dynapro MT2 RT05 — пример MT шин.
Cordiant All-Terrain — пример АT шин.

Шоссейные шины для внедорожников

Дорожные шины SUV, CUV (внедорожники)

Такие шины дают возможность преодолеть последние 50 метров до своего коттеджа по дороге без покрытия. Обозначаются HP (High Performance — высокая производительность), например Летние шины Roadstone Roadian. Они обычно имеют скоростной индекс 240 или 210 км/час. Слегка уступают чисто шоссейным по тормозному пути и скорости прохождения поворотов, но могу похвастаться наличием грунтозацепов.

Шины HT для грунтовых дорог SUV, CUV

Такие шины могут преодолеть последние пару километров без асфальта до загородного дома или дачи после дождя. Все эти шины имеют индекс HT (High Terrain — высокая земля), например Yokohama Geolandar H/T G902. На этих шинах нужно быть чуть осторожнее при движении по асфальту в дождь. Тормозной путь в этой ситуации будет на 10% длиннее, чем у шоссейных.

Шины AT для смешанных покрытий SUV, CUV, рамные внедорожники 

Будьте хозяином дороги, независимо от ее покрытия! Имеют обозначения AT, TA или A/T. All Terrain — любой рельеф. Только их смело можно назвать внедорожными шинами. Это весьма «зубастые» шины с агрессивным рисунком протектора и значительным количеством отрицательного профиля протектора, то есть пустот в протекторе примерно столько же, сколько и резины. Они позволяют проходить весьма серьезное бездорожье, например, внедорожные грязевые шины Sailun Terramax A/T. Обычно имеют индекс скорости 190 км/час, но ездить на них даже 100 км/час нужно уже очень осторожно. Нужно понимать, что площадь соприкосновения такой шины с дорогой примерно в 1,5 раза ниже. Тормозной путь в экстренной ситуации на этих колесах может быть на 30–40% длиннее, чем у шоссейных шин.
Возможна круглогодичная эксплуатация данных шин, так как все они имеют маркировку M+S (Mud & Snow — грязь и снег), но езда зимой на них рекомендуется только для богатых любителей приключений или жителей Кубани. На рыхлом снегу за счет резких граней и зубастого рисунка протектора эти шины еще могут продемонстрировать неплохие показатели, то на льду их жесткая летняя резиновая смесь и малое число ламелей окажутся беспомощны.

Шины MT или грязевая резина — обычно только профессиональные рамные внедорожники

Название от английского Mud Terrain. MT или M/T — настоящие зубастые шины для бездорожья. Выше них проходимость имеют только тракторы. По фотографии покрышки видно, что у таких шин идет преобладание отрицательного профиля протектора. За счет этого обеспечиваются потрясающие внедорожные и очень-очень посредственные шоссейные характеристики. Например, Внедорожные грязевые шины Maxxis AT-980E Worm-Drive. Ездить на них по дорогам общего пользования нужно не быстрее, чем про грунтовым. Можно провести аналогию с зимними шинами скандинавского типа, так называемыми липучками, на которых по асфальту можно ездить не намного быстрее, чем по рыхлому снегу для соблюдения безопасности.
Ездить на этих колесах зимой категорически не рекомендуем, даже если на боковине жадный производитель поставил M+S — это опасно. Жесткая летняя резиновая смесь и полное отсутствие ламелей, преобладание отрицательного профиля протектора добавят водителю такого экстрима. который он не испытывал ни на одной самой безбашенной трассе для джипперов.

Всесезонные шины A/S

Настоящих всесезонных шин не бывает ровно так же, как не бывает всесезонной обуви. Всесезонные шины можно порекомендовать только тем людям, кто круглый год носит одну и ту же пару кроссовок. Рано или поздно все любители всесезонок зимой разбивают свой авто.

Всесезонные шины являются таким же компромиссом. Зимой они дубеют и на них запросто можно попасть в серьезную аварию, даже если вы ездите аккуратно, но перед вами выскочил сумасшедший водитель. Летом в жару они тоже на 10 – 20% проигрывают из-за своей слишком мягкой резиновой смеси. Мало того, никакой экономии на этих шинах не получится, так как их придется менять в 2, а то в три раза чаще, чем летние или зимние. Дело в том, что летом они слишком быстро изнашиваются и тают на асфальте по причине своей мягкости, а зимой требуется глубина протектора не менее 4 мм, чего у этих шин скорее всего не будет уже через 1,5 года эксплуатации, ведь высота протектора у летних и всесезонок изначально заведомо значительно ниже, чем у зимних шин.

Что еще важно учитывать при выборе колес

Какие шины выбрать для минимальной чувствительности прохождения колеи?
Для минимального значения прохождения колеи имеет значение ширина колес — чем они ниже, тем лучше. Важным моментом является давление в колесах. Важно чтоб оно было одинаковым и не выше рекомендованного. Так же более мягкие, комфортные шины покажут меньшую чувствительность к колеям, чем жесткие спортивные.

Глубина протектора авто резины.
Наименьшая глубина протектора у спортивных покрышек, ибо чем выше протектор, тем хуже управляемость. Вообще у всех летних и даже всесезонных шин высота рисунка протектора как правило составляет не более 8 мм, в то время как у зимних шипованных шин и фрикционной резины она обычно не менее 10 мм. Исключением являются грязевые шины, где высота рисунка протектора доходит до 15 мм а шин категории АТ и до 20 – 25 мм у шин категории МТ. 

Ширина резины
Общеизвестное правило, что более широкие шины приводят к повышенному расходу топлива (в том числе и из-за большего сопротивления набегающего потока воздуха, но сильнее по описанной далее причине), повышенному износу в поворотах (так как внешняя и внутренняя часть каждого колеса имеет разный радиус прохождения поворота). А ведь чтобы быстрее стереть шины, двигателю естественно требуется сжечь больше топлива и произвести больше энергии. Естественно широкие шины лучше держат машину на любом покрытии, будь то сухой или влажный асфальт, размытая грунтовая дорога, засушливая песчаная или каменистая пустыня или грязевая ванна из глинистой жижи.

Отличие легковых и внедорожных шин.
Легковые шины отличаются от шин для внедорожников рисунком и глубиной протектора, размерами и нагрузкой. Но иногда один и тот же типоразмер может подходить и на легковые, и на внедорожные авто. При этом, как ни парадоксально, обычно более высокий нагрузочный индекс идет на легковой авто. Объясняется это весьма просто — семерка БМВ, Ауди А8 или Mercedes S-класса весят больше, чем скромные BMW X1, Х3 прошлых поколений, Мерседесы GLK и прочие компактные внедорожники, которые имеют те же самые размеры.

Новые бюджетные или старые премиальные?

Самые дорогие шины не стоят своих денег? Стоят! Самые лучшие покрышки окупаются за один раз. Когда вы остановились за 2 метра от Мерседеса, а не врезались в него. Естественно, лучше ездить на новых китайских или отечественных шинах, чем на лысых и стертых фирменных. Но если денег хватает, то покупка дорогих покрышек от именитых производителей Pirelli, Nokian, Yokohama, Hankook, Continental является одним из самых разумных вложений в вашу безопасность и безопасность ваших близких.

6 июня 2021 года

Отзывы о статье (1 отзыв)